пятница, 6 февраля 2015 г.

Рэки Кавахара и его герои


Если вы соскучились по настоящей фантастической Литературе (именно с большой буквы) - вам надо свернуть с многолюдного проспекта им. Гарри Поттера, миновать бульвар С.Кинга,  улицу   С.Лукьяненко и углубиться в лабиринты Японского квартала. 
Ранобэ, или лайт-новеллы - совершенно обособленная ветвь современной литературы, неразрывно связанная с мангой - японскими комиксами и аниме - японскими же мульфильмами. Они, эти мультфильмы, очень часто легковесны, пусты, шумны  и, что называется, не дают ни уму, ни сердцу.  И потому отношение к этой литературе  соответствующее (даже у любителей аниме) - как к сценариям мультиков и не более того.
Однако - как среди аниме есть целая россыпь жемчужин и даже бриллиантов мировой мультипликации, так и среди ранобэ, не поленившись полистать виртуальные интернет-страницы с переводами, можно наткнуться на истинные литературные шедевры . К таковым, безо всякого сомнения, можно отнести серии романов Рэки Кавахары "Искусство меча онлайн" ("Sword Art Online") и "Ускоренный мир" ("Accel Word"). Несмотря на присутствие фентезийных атрибутов, это не фентези, а полноценная научная фантастика по жанру.

Рэки Кавахара родился в 1974 году, живет в Японии, первую книгу написал в 2002, это был первый том Sword Art Online. В 2006 году был написан первый том "Ускоренного мира". Но издаваться эти две серии начали только с 2009 года.  С тех пор в темпе один том за два месяца Кавахара радует своих почитателей продолжением невероятных приключений своих замечательных героев. Тиражи его книг за границей  давно превысили рубеж в 10 миллионов.
У нас эти книги известны главным образом благодаря великолепным переводам (правда, уже с английского) человека под ником Ushwood.

Почему именно Рэки Кавахара? Во-первых, конечно, не только он. Во-вторых, отвечу вопросом на вопрос - а чем отличается настоящая Литература от обычного развлекательного чтива? А вот чем: настоящая Литература будоражит вашу душу, заставляя сопереживать, смеяться и утирать слезы. А главное - буквально заражает желанием стать лучше - во всех проявлениях. Более стойким к  невзгодам, более ответственным за каждый свой поступок и каждое своё слово, более чутким и нежным к  друзьям и возлюбленным, и даже более человечным к врагам. В то время как в современной литературе, в погоне за занимательностью сюжетов, игрой слов, психологической жвачкой мы порой не находим ничего для собственно души. И это "ничего" всё более становится характерной чертой современного мира и современного человека, особенно молодого. Откуда, из каких источников, от кого ему узнать, что есть такое понятие,  как Человечность?
Может, книги Р.Кавахары не являются образцами какого-то высокого литературного стиля (хотя написаны просто превосходным языком), не поражают сверх-глубиной психологических изысков и вообще относятся к жанру "фантастический боевик", что как-то не вяжется с представлениями о настоящей литературе как таковой. Но в этом-то и штука. 

Сейчас люди, а молодые люди особенно, перестали читать. И надо очень постараться, чтобы их в процесс чтения вовлечь.  Если снобов и эстетов по жизни еще можно заинтересовать изяществом стиля и словесных оборотов вкупе с нетривиальностью рассуждений, возможностью посмаковать текст, то так называемого массового читателя всё это только отпугивает с первых же страниц. Для него важны острота сюжета, наличие действия, а также нераскрытой до последнего момента загадки. По ходу такой массовый читатель проглотит и небольшие дозы психологических переживаний и рассуждений главных героев по тому или иному поводу. Уже упомянутые Стивен Кинг и, на более скромном уровне,  наш отечественный мэтр Сергей Лукьяненко вполне преуспели в этом. Но Кинг специфичен в своём смаковании мерзостей жизни во всех их проявлениях, а мой, в общем-то, любимый Лукьяненко предпочитает  легкие и по большей части совершенно надуманные самокопания героев на фоне необычных событий, вторгнувшихся в их жизнь. Самый же популярный российский фантаст Юрий Никитин, подстраиваясь под вкусы молодой читающей публики,  при всех достоинствах сюжетной линии  и  интеллектуальности своих произведений в погоне за занимательностью упускает порой нравственную составляющую поступков своих далеко не высокоморальных героев (но это только моё, весьма субъективное мнение, да и автор этот мне в принципе интересен).

 В дегустации вин существует замечательное понятие - послевкусие. Так вот. После книг С.Кинга порой может, мягко говоря,  стошнить, после псевдопроблем героев Лукьяненко - не хочется ничего, кроме как понять - а что, собственно, хотел сказать автор, кроме как порадовать нас занимательностью сюжета (и заработать слегка, понятно), после чрезмерно мрачных книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере наступает тупое опустошение, примерно как после майданной "революции" на Украине.

После романов Рэки Кавахары великолепным послевкусием остаётся воодушевление и ощущение, что свет в мире еще не погас. Герои его романов более чем реальны и жизненны. И они очень человечны.  И им очень хочется подражать - не только в умении сражаться до последнего, а в отношении их к друзьям и даже смертельным врагам. Этого более чем достаточно. Притом, что отсутствием динамичности, детективности, совершенно невероятных поворотов и занимательности сюжета автора не попрекнешь - этого, несмотря на огромное количество томов, здесь в избытке. Герои романов - старшие школьники. Казалось бы, и книги Кавахары должны быть интересны разве что таким же школьникам. Ничего подобного.  Тем более стоит обратить внимание, что главные герои - вовсе не те инфантильные школьники, каких во множестве можно наблюдать рядом с нами. Например, в "Ускоренном мире" многие ветераны загадочной игры "Брейн бёрст", в реальности оставаясь школьниками, успевают прожить десять и более лет дополнительного субъективного времени, причем отнюдь не в праздных развлечениях. И это, конечно, сказывается на их образе мышления, поведении, чувстве ответственности за свои поступки. Это психологически уже  зрелые люди и совершеннейшие бойцы с опытом бесчисленных сражений.

Очень вкратце, герои Рэки Кавахары (Кирито и его друзья в "Искусстве меча онлайн", Харуюки и его друзья в "Ускоренном мире") оказываются вовлечены в события, происходящие как внутри компьютерных игр будущего с так называемым "полным погружением", так и за их пределами, в реальности . Так получается, что игры оказываются тесно переплетены с реальностью и перестают быть только играми. Выживание и успех в игре становится условием  выживания в реальности. А виртуальные игровые персонажи могут иметь настоящую человеческую душу, как в последней сюжетной линии (арке "Алисизация") в "Искусстве меча онлайн".  И отбрасывание моральных тормозов ради тривиального добывания очков и победы в игре (на то она и игра, как считают многие ее участники) приводит очень печальным последствиям для сознания игроков в реальной жизни. Виртуальная подлость становится реальной подлостью, виртуальное предательство  так же замарывает душу, как и предательство настоящее. Участники виртуальных игр оказываются в положении, когда стирается грань между виртуальным и реальным убийством. Виртуальные опасности перестают быть виртуальными, и герои Кавахары испытывают самый настоящий страх, самую настоящую боль и проявляют самое настоящее мужество. Они всего лишь школьники, но на их долю выпадает столько приключений, проблем и невзгод, побед и поражений,  моментов славы и глубокого отчаяния, сколько не приснится иному заслуженному ветерану реальных боевых действий.

 Но острота сюжетной линии не затмевает  главного - стремления главных героев оставаться людьми, несмотря ни на что, ставить дружбу превыше всего - и даже собственной жизни. И вынужденные расправляться с врагами, они стараются по возможности относиться к ним по-человечески. Ибо понимают: раз-другой отдавшись чувству мести, жестокости, злобы - можно самого себя настоящего потерять навсегда.  Вообще-то подобные отношения в коллективах, где все чувствуют себя одной настоящей семьей, характерны для японского общества. Но кто сказал, что это плохо и  нам, западным индивидуалистам, такие вещи не стоило бы понемногу перенимать?

К сожалению (а может, к счастью), обе серии ранобе на сегодня еще не завершены. Например, "Искусство меча онлайн" (1-15 здесь или здесь) пока заканчиваются на 16 томе, и сюжетная линия третьей основной арки под названием "Алисизация" еще в самом разгаре. Зато  пятнадцать томов уже переведены на русский язык. После этого некое российское издательство решило "Искусство меча" лицензировать, самодеятельные переводы запретили - но здесь, а также вот здесь, в фан-группе  "SAO", выкладываются постепенно перевод 16-го тома - но он там, похоже, никогда не закончится. А вот "Ускоренный мир" вышел в Японии уже в 20 томах, а в переводе можно  прочесть сегодня с 1-го по 18-й. Остальные придется терпеливо ждать, (не очень долго), и в этом есть своя прелесть. Герои романов как бы продолжают жить в параллельном  с нами мире и от этого кажутся еще более реальными, чем настоящие, невымышленные персонажи нашего с вами такого условного  мира. От души рекомендую книги Рэки Кавахары всем любителям хорошего чтения, а уж любителям фантастики - в первую очередь.  Те, кто думает, что читали нечто похожее об играх с "полным погружением" в трилогии "Лабиринты отражений" С.Лукьяненко, ошибаются. Здесь всё не в пример интереснее, круче, реальнее и серьёзнее.

Читайте также:  Мультфильмы и аниме онлайн
                            Где читать-скачать ранобэ?


Комментариев нет:

Приветствуем вас на страницах сайта "Всё лучшее"!
На нашем сайте вы найдете на сегодняшний день около 4000 отобранных вручную полезных ссылок в 100 тематических обзорах. Не считая многочисленных статей по оздоровительной тематике и другим вопросам.
При копировании авторских материалов - указывайте источник!
С уважением, Евгений. Контактный адрес: micolayevich@yandex.ua